Рекламный баннер 990x90px bantop
Многие первоклассники приходят в школу уже умея читать. Однако зачастую это механическое чтение: ребёнок читает слоги и слова
07:08 27.02.2023 16+
Многие первоклассники приходят в школу уже умея читать. Однако зачастую это механическое чтение: ребёнок читает слоги и слова, но не улавливает суть. В противовес ему смысловое чтение подразумевает понимание текста и его анализ.
Делимся подборкой приёмов, которые помогут развить уПоказать ещё младших школьников навыки смыслового чтения.
Словарная работа: чтение слов и объяснение их лексического значения.
Озаглавливание текста.
Деление текста на части, составление плана.
Определение темы текста, главной мысли.
Подбор иллюстрации к тексту.
Определение содержания текста по иллюстрации.
Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, делает к нему рисунок и короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
Выборочное чтение: найти в тексте описание героя, природы и др.
Работа по вопросам учителя, учебника или других учеников.
Упражнение «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово – дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
Восстановление логической последовательности текста. Текст разрезается на части, которые перемешиваются и даются ученику в конверте. Школьник должен восстановить текст.
Восстановление текста. Небольшой текст разрезается на мелкие кусочки. Группа из двух-трёх человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
Распространение предложений.
Фантограммы (различные фантазии при работе с текстом):
— В хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место действия и др. Ученики фантазируют, как изменится содержание.
— Придумать продолжение прочитанного рассказа.
— Всем ученикам раздаются листы, на них написаны две-три одинаковые фразы. Это начало рассказа, дальше каждый продолжает по-своему, затем определяются лучшие варианты.
Мини-сочинение по тексту.
Подбор загадок к словам из текста.
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
Ещё больше материалов по развитию навыков смыслового чтения вы найдёте в пособиях «Просвещения»: https://shop.prosv.ru/search?q=смысловое+чтение
Источник: материалы учителя начальных классов Натальи Васильевны Рыжковой
Делимся подборкой приёмов, которые помогут развить уПоказать ещё младших школьников навыки смыслового чтения.
Словарная работа: чтение слов и объяснение их лексического значения.
Озаглавливание текста.
Деление текста на части, составление плана.
Определение темы текста, главной мысли.
Подбор иллюстрации к тексту.
Определение содержания текста по иллюстрации.
Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, делает к нему рисунок и короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
Выборочное чтение: найти в тексте описание героя, природы и др.
Работа по вопросам учителя, учебника или других учеников.
Упражнение «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово – дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
Восстановление логической последовательности текста. Текст разрезается на части, которые перемешиваются и даются ученику в конверте. Школьник должен восстановить текст.
Восстановление текста. Небольшой текст разрезается на мелкие кусочки. Группа из двух-трёх человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
Распространение предложений.
Фантограммы (различные фантазии при работе с текстом):
— В хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место действия и др. Ученики фантазируют, как изменится содержание.
— Придумать продолжение прочитанного рассказа.
— Всем ученикам раздаются листы, на них написаны две-три одинаковые фразы. Это начало рассказа, дальше каждый продолжает по-своему, затем определяются лучшие варианты.
Мини-сочинение по тексту.
Подбор загадок к словам из текста.
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
Ещё больше материалов по развитию навыков смыслового чтения вы найдёте в пособиях «Просвещения»: https://shop.prosv.ru/search?q=смысловое+чтение
Источник: материалы учителя начальных классов Натальи Васильевны Рыжковой
Оставить сообщение: